В марте 1992 года, когда началась вооружённая агрессия Молдовы против Приднестровья, Олег Гудков находился в Москве. Он вспоминает: как только узнал о том, что происходит на родине, сразу же, не раздумывая, вернулся домой, чтобы вступить в ряды ополченцев.
«Каждый, кто хотел защитить свою республику, пошёл по своему велению души. Боролись за свои семьи, за людей, которые здесь живут. Это не высокопарные слова, это зов души», – поделился Олег Гудков.
О войне рассказывать ему непросто, воспоминания о событиях того времени тяжелые.
«Это очень тяжело. Не хочу говорить. У меня слёзы наворачиваются постоянно», – поделился Олег Гудков.
«Временное Положение о народном ополчении» было введено 17 марта 1992 года указом Президента ПМР Игоря Смирнова. В ряды ополченцев мог вступить каждый в возрасте от 16 до 60 лет. Формировались подразделения на добровольной основе.
В короткий срок штабом ополчения были сформированы шесть батальонов в Тирасполе, четыре в Бендерах, два – в Рыбнице, по батальону в Дубоссарах, Каменке и Парканах. Уже через неделю батальоны насчитывали свыше 20 тысяч человек. Впоследствии ополчение стало самым массовым воинским формированием приднестровцев в период агрессии Молдовы. Война по защите Приднестровья приобрела характер народной.
В состав Народного ополчения вошли офицеры запаса Советской Армии, воины-интернационалисты, рабочие крупных предприятий, крестьяне и служащие – представители всех национальностей Приднестровья. Немало в рядах Народного ополчения было и женщин. В статус ополченцев были возведены также рабочие отряды содействия милиции.
Большую организаторскую и практическую работу по мобилизации населения на защиту республики проводили общественные организации – советы трудовых коллективов, рабочие комитеты предприятий городов и районов, Женский забастовочный комитет.
Бойцы ополчения стояли на всех основных направлениях, находились в эпицентре боевых действий в Бендерах и Дубоссарах.
Председатель бендерского Союза защитников Приднестровья Анатолий Булда вспоминает, что в ополчение люди вступали на протяжении всего периода боевых действий, но особенно массовым это было в Бендерах в июне 1992 года, когда город подвергся нападению силовиков и боевиков Молдовы. Первоначально даже оружия на всех не хватало.
«Сменное вооружение имели только те бойцы, которые были в окопах на въезде в Бендеры, где были установлены стационарные посты. Как такового оружия мы не имели. Когда 19 июня начались события в Бендерах, тогда у нас был всего лишь 21 автомат. Батальоны стали укомплектовывать вооружением только через две недели», – рассказал Анатолий Булда.
По его словам, выстоять во время боев в Бендерах помогло сильное чувство патриотизма.
«В Народном ополчении были только добровольцы. Никого силком не затаскивали. В первые дни мы были без оружия, но мы чувствовали плечо друг друга, мы хотели защитить наших родных и близких, нашу родину», – вспоминает Анатолий Булда.
Непосредственное руководство в формировании Народного ополчения осуществляли председатели городских и районных советов народных депутатов. Личное участие в формировании ополчения принимали руководители таких крупных предприятий, как «Электромаш», «ЛИТМАШ» имени С. М. Кирова, «Бендерский машиностроительный завод», «Молдавкабель», «Прибор», «Молдавский металлургический завод» и других.
Во время отражения вооружённой агрессии Молдовы против Приднестровья погибли 232 ополченца, 211 были ранены.
Указом Президента ПМР Вадима Красносельского в 2019 году в Приднестровье установлена новая памятная дата – День Народного ополчения Приднестровской Молдавской Республики.
Тирасполь, 17 марта. /Новости Приднестровья/.