Бой на Роговской развилке

1055

https://youtu.be/1n_r09FFQI4

Мартовская война в Дубоссарах. 14 марта 1992 года боевики Молдовы попытались перерезать Приднестровье на части

Дубоссары. Роговская развилка. Ещё одно трагическое для Приднестровья место. Напоминает об этом обелиск – колокол, крест и три гранитные плиты появились здесь в 2005-м. Установили сотрудники «Восточных электросетей» в память о погибших товарищах. 14 марта 1992-го ополченцы – работники предприятия – встали на пути кишиневского ОПОНа. Тогда здесь ранили 20 человек, 8 защитников Приднестровья погибли.

Захватив 2 марта 1992 года территорию военного городка в селе Кочиеры сохранявшей нейтралитет 14-й армии СНГ, военные формирования Молдовы стали накапливать силы для дальнейших действий. Как показали дальнейшие события, удар планировался по Дубоссарам с севера и юга. Атакуя в этом месте, военное руководство Молдовы рассчитывало расчленить Приднестровье на две части. Во-первых, это самый центр республики. Во-вторых, в Дубоссарском районе вытянутая вдоль долины Днестра территория ПМР сужается до 8 километров: можно перекрыть трассу Рыбница – Тирасполь и прервать логистическое сообщение северных и южных районов республики. Реализовать этот план силовики Молдовы попытались 14 марта 1992 года. Эти попытки запомнились кровопролитными боями и военными преступлениями, за которые до сих пор никто не привлечен к ответственности.

За разговорами о мире – подготовка к войне

После событий в Дубоссарах и Кочиерах 1-3 марта 1992 года не оставалось никаких сомнений в том, что Кишинёв приступил к силовому сценарию решения молдо-приднестровского конфликта. Предыдущие нападения силовиков Молдовы на Дубоссары (1990, сентябрь и декабрь 1991) позволили им закрепиться в некоторых левобережных населенных пунктах Дубоссарского района. Они стали опорными пунктами для дальнейших боевых действий.

В Новой Маловате работала паромная переправа, перебрасывая на левый берег Днестра вооруженные отряды, боеприпасы и амуницию. База отдыха в селе Голерканы была переоборудована под штаб и госпиталь ОПОНа – отдельного полка особого назначения РМ.

В этот момент шли переговоры о прекращении огня. Вечером 4 марта в Кишинёве начала работу согласительная комиссия, куда вошли представители Молдовы и Приднестровья. Они договорились отказаться от применения силы и условились прекратить огонь. Сразу после этого гвардейцы Приднестровья покинули Кочиеры и военный городок. Однако договоренность силовики Молдовы соблюдали недолго: на второй день, 5 марта, были обстреляны посты гвардейцев ПМР.

6 марта конфликтующие стороны в присутствии иностранных журналистов подписали второй протокол о прекращении огня. В тот же день с правого берега Днестра были обстреляны приднестровские депутаты, пересекающие плотину Дубоссарской ГЭС.

7 марта в Григориополе произошел теракт: в окна домов депутатов В. Боднара и Г. Попова бросили взрывные устройства. По счастливой случайности обошлось без жертв. Вечером того же дня на Полтавском мосту в Дубоссарах стороны снова договорились прекратить огонь, но уже через 30 минут гвардейцы ПМР вновь подверглись обстрелу. Обстрел Дубоссар был зафиксирован 9 марта, причем на линию огня попали не только посты гвардейцев, но и жилые дома.

В итоге 10 марта Верховный Совет Приднестровья принял постановление «О чрезвычайных мерах по нормализации обстановки и урегулированию вооруженного конфликта с Республикой Молдова». Депутаты обратились в ООН, СБСЕ, к парламентам и правительствам стран мира с просьбой рекомендовать президенту и Парламенту Молдовы рассмотреть вопрос о создании Молдавской Федерации. В случае отказа Молдовы предлагалось признать Приднестровскую Молдавскую Республику в качестве независимого суверенного субъекта международного права. В ответ Кишинёв усилил вооружённую агрессию и начал новое наступление на Дубоссары.

События в Кошницкой «бутылке»

Как отмечает в книге «‎История Приднестровской войны 1992 года»‎ Борис Бомешко, к 12 марта военная группировка РМ в районе Дубоссар насчитывал 5 тыс. человек, из которых 2 тыс. на левом берегу Днестра.

В ночь с 13 на 14 марта в Кошницкой излучине разведывательный дозор приднестровских гвардейцев столкнулся с группой ОПОНовцев. Завязалась перестрелка, в которой погибло двое полицейских. Ещё двое были взяты в плен. Пленные показали, что в Кошнице на территории консервного завода сконцентрировано порядка двух сотен военнослужащих 1-й бригады полиции специального назначения и 15 единиц бронетехники, а главное, что в ближайшее время готовится масштабное наступление на Дубоссары с нескольких сторон.

В Кошницкой излучине находилось примерно 70 гвардейцев, казаков и ополченцев. С полсотни у моста между Дубоссарами и Вадул-луй-Водэ и у села Пырыта. Ещё двадцать на посту «Берёза», располагавшемся между сёлами Кошница и Погребя. Из техники был всего один МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкобронированный) с пулемётом калибра 7,62 мм и ПТС-2 (плавающий транспортёр), хоть и выглядящий страшно, но не несущий ни брони, ни вооружения.

Наибольшее опасение вызывала возможность нанесения противником удара в тыл основных сил, оборонявших Дубоссары с Кошницкого плацдарма. Поэтому для оценки обстановки в районе поста «Берёза» туда была  направлена БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина). При приближении к месту назначения БРДМка была обстреляна. Ответным огнём сержанту Сергею Брикульскому удалось подавить готовившихся к атаке на пост ОПОНовцев. Но в бой вступили молдавские бронетранспортёры, которым удалось из КПВТ (крупнокалиберный пулемёт Владимирова танковый) подбить машину гвардейцев, ранив при этом двух членов её экипажа. Повреждённую БРДМ удалось под огнём противника вывести в укрытие.

Раскрывшие себя ОПОНовцы сосредоточили огонь на посту. По воспоминаниям очевидцев этого боя, молдавская сторона задействовала не только стрелковое оружие, включая КПВТ, но и миномёты и СПГ-9 (станковый противотанковый гранатомёт – безоткатное орудие). «Была подбита и загорелась автомашина ГАЗ-66 Рыбницкого батальона. Появились раненые. Шум боя был слышен в районе моста, где располагались основные силы. Оттуда в 13 часов прибыла разведгруппа на МТ-ЛБ, которой был передан приказ взорвать мост и отходить в направлении поста «Береза». Собрав под прикрытием двух БТР раненых и убитых, противник отошел к консервному заводу. В это время основная группа гвардейцев, неудачно подорвав мост (взорвалась только одна из двух заложенных 200-килограммовых бомб), садами отошла к молочнотоварной ферме (МТФ) в районе между Кошницей и Погребя. Туда же были отведены группа поста «Береза» и казаки. Было принято решение занять оборону севернее с. Кошница по рубежу: р. Днестр – МТФ – полевой стан – южная окраина с. Дороцкое, рассказывается об этом бое в двухтомной «Истории Приднестровской Молдавской Республики».

Роговская развилка

Традиционно 14 марта в Дубоссарах и на автомобильной развилке у села Роги (севернее Дубоссар) проходят траурные мероприятия. На месте бывшего блокпоста на Роговском перекрёстке в 2005 году по инициативе Восточных электросетей по проекту главного архитектора Дубоссарского района Александра Накула установлен памятник – обелиск с колоколом, крестом и двумя гранитными  плитами, на одной из которых высечены девять фамилий погибших защитников Приднестровья. Погибшие на этом месте в середине марта 1992 года приднестровские ополченцы были работниками этого предприятия. Единственной техникой приднестровцев был гусеничный минный заградитель. Эта инженерная машина не была предназначена для ведения боя, тем не менее с помощью неё удалось разогнать наседавших на блокпост ОПОНовцев и волонтёров. Парадоксально, но факт: удалось заставить ретироваться и молдавский бронетранспортёр, который с помощью своего крупнокалиберного пулемёта мог запросто расправиться с небронированной и невооружённой машиной. Правда, минзаг был подбит. Из 11 членов его экипажа погиб Вадим Ренгелевич. Ещё четверо смельчаков получили ранения.

Позже блокпост всё же будет взят. Прикрывая отход войск, погибнет и командир гусеничного минного заградителя Владимир Миронюк, прошедший войну в Афганистане.  И вот тут уже проявится звериная сущность боевиков Молдовы. О ней узнают во всём мире.

Один из погибших – 26-летний Сергей Величко. Причём он, хотя и был ополченцем, не дежурил тогда на посту. Его автомобиль, в котором была его беременная жена Татьяна, боевики остановили на Роговской развилке уже после того, как блокпост уже был взят. На глазах у Сергея была изнасилована его жена. Самого же ополченца увезли в Кочиерский комиссариат полиции. Избитого до полусмерти Сергея Величко полицейские отдали на расправу боевикам.

Его супруга долго будет разыскивать тело мужа. Найдёт его с выколотыми глазом, отрубленными пальцами и отрезанными носом, ушами и половыми органами в Будапеште, куда обезображенное тело будет доставлено из Молдовы через румынское посольство (Сергей Величко был венгром по национальности).

Венгерский МИД добился от молдавских властей возвращения тела вдове. Кроме Сергея Величко, Владимира Миронюка и  Вадима Ренгелевича, на Роговской развилке 14 марта 1992 года погибли ополченцы и гвардейцы  Владимир Бекетов, Павел Бондаренко, Игорь Бочко, Михаил Газий, Борис Капкан, Валентин Фролов. Павел Бондаренко тяжелораненым попал в руки волонтёров. Его тело с вырезанными на животе и спине звёздами найдут уже позже. Потом ещё долго будут находить останки и других  защитников Приднестровья со следами пыток и глумления над уже безжизненной плотью.

Захватив пост ополченцев у села Роги, силовики РМ экскаватором разрушили участок автотрассы Тирасполь – Рыбница. Началось мародёрство пытавшихся проехать по данному маршруту автомобилей. Был обстрелян автобус турецкой компании, везший из Харькова туристов. При обстреле погибло двое пассажиров. Но и это не остановило мародёров, которые основательно покопались в багаже туристов, забрав деньги и приглянувшиеся им вещи. Эта история очень быстро вылилась в дипломатические ноты протеста. Военное руководство Молдовы под давлением извне вынуждено было вывести своих мародёров с Роговской развилки.

«В этот тяжелый и длинный день 14 марта бои продолжались и на других направлениях. Чтобы не допустить наступления противника по Полтавской трассе, в 21 час 45 минут был взорван Полтавский мост, что дало возможность перебросить часть гвардейцев, бойцов ТСО (Территориальный спасательный отряд) и ополченцев, обороняющих его, на другие участки», – говорится в «‎Истории ПМР»‎.

15 марта руководство Молдовы предъявило ультиматум приднестровской стороне с требованием разоружить до 17-го числа гвардию, милицию, казаков, бойцов ТСО и ополченцев. В эти дни группы боевиков из Молдовы, среди которых были уголовники, предприняли покушения на бойцов подразделений самообороны Приднестровья и членов их семей.

Первыми жертвами стали жена и две дочери  (10 и 13 лет) ополченца, молдаванина по национальности Юрия Мунтяна. Они были задушены боевиками. Самого главу семейства изверги подкараулили у его собственного дома. Долго избивали, а потом застрелили.

В подвале одного из домов со следами насилия были обнаружены мёртвыми дочери и других дубоссарских ополченцев: 13-летняя Татьяна Бондарец и 19-летняя Ольга Дорофеева.

Из автоматов были убиты два подростка, собиравших ради мальчишеского любопытства гильзы, а снайпер потренировался в меткости на трактористе, перевозившем в прицепе цыплят.

Позиционная война

Ультиматум о разоружении приднестровских формирований Тирасполь отверг, поэтому боевые действия на Дубоссарском направлении не заканчивались.

Утром 15 марта, когда в атаку пошли бронетранспортеры противника и начался минометный обстрел, бойцы ПМР понесли серьезные потери. Кроме того, оставалась угроза выхода противника в тыл приднестровским войскам (одну такую попытку удалось пресечь в районе тарного склада южнее с. Погребя), а подкрепления пока не было. После очередной атаки бронетранспортеров противника было принято решение отойти на окраину сада.

К полудню 15 марта обстановка на всех участках обороны накалилась до предела. Противник вел массированный огонь из всех орудий и непрерывно атаковал. С правого берега подтягивались новые силы. Кроме подразделений бригады полиции специального назначения, ОПОН, в бой были брошены бойцы Кишиневского полка МВД, сводные отряды полицейских из состава районных и городских отделов.

Оценив обстановку как критическую, военное командование Приднестровской Молдавской Республики решило подтянуть к Дубоссарам резерв из Рыбницы, Тирасполя. К 13 часам к перекрестку дороги Дубоссары – Тирасполь – Кошница прибыл отряд ТСО из Тирасполя, подразделения донских казаков под командованием В. Ратиева и кубанских – под командованием А. Аникина, подъехал присланный из Тирасполя БТР-70, доставлено 3 самодельных гранатомета, рассказывается в «Истории ПМР».

Было предпринято контрнаступление. При попытке воспрепятствовать ему из одноразового противотанкового гранатомёта «Муха» был подбит молдавский БТР-80. При его обследовании была обнаружена маркировка, свидетельствующая о том, что машина произведена по советской лицензии в Чехословакии. Позже представители Вооружённых сил СНГ подтвердят, что бронетранспортёров этого типа ни советского, ни лицензионного производства в Одесском военном округе не было. А вот на вооружении румынской армии они имелись.  Но и до этого в руки защитников Приднестровья попадало оружие, явно свидетельствующее о его запрутском происхождении. С приднестровской стороны 15 марта под Кошницей погибли гвардейцы Сергей Роман и Павел Гашок, казак-черноморец Игорь Антюхов и кубанец Николай Петин.

Никто из выживших в тех весенних передрягах боевиков за содеянные военные преступления не понёс наказания. Они до сих пор устраивают митинги в центре Кишинёва. Один из них в прошлом году пообещал обезглавить на ступеньках парламента Молдовы «сепаратистов», как они предпочитают называть жителей Приднестровья.

К концу дня 16 марта в результате ожесточенных боев вооруженные формирования Молдовы были вытеснены из северной части Дубоссар, сёл Роги, Погребя и Дороцкое. На позиции в помощь гвардейцам ПМР, казакам и бойцам ТСО стали прибывать ополченцы из всех городов и районов Приднестровья. Прорваться к Дубоссарам и перерезать трассу Рыбница – Тирасполь силовикам РМ не удалось, на несколько месяцев война станет позиционной.